среда, 25 января 2012 г.

План открытого урока 5 класс

План открытого урока
5 класс
Решение текстовых задач является для ученика самым трудным при изучении математики. Проблемы возникают также при оформлении решений задач. Причина затруднений состоит в том, что учителя стараются обучить решению каждого типа задач в отдельности, а не сформировать у ученика способность анализировать любую задачу вне зависимости от ее разновидности. Эту проблему помогают решить семь вопросов, которые дают верное направление в поиске способа решения задачи. Причем, если задача простая (базовая), то некоторые вопросы упрощаются или вовсе опускаются.
Прочитав задачу, ученик должен ответить на вопросы, постепенное оформляя краткое условие задачи.
Вопросы к задачам:
1.    О каком процессе в задаче идет речь? Какими величинами характеризуется этот процесс?
2.    Сколько процессов (объектов) в задаче?
3.    Какие величины известны и что нужно найти?
4.    Как связаны величины в задаче? (выясняется связь величин)
5.    Выясняется вид движения. (Одновременное или неодновременное)
6.    Как двигаются объекты (навстречу друг другу, в разные стороны, в одну сторону)?
Используя эти вопросы ученик может решить совершенно разные задачи. Привыкая задавать себе вопросы с пятого класса, а по ним анализируя задачу, ученики готовят себя к решению более сложных задач в старших классах. Разумеется, сначала вопросы должны быть адаптированы к соответствующему уровню задач. В процессе обучения вопросы постепенно углубляются, их количество увеличивается. Ученики постепенно привыкают к вопросам, таблицам, а главное привыкают рассуждать. Составляя краткое условие, дети учатся извлекать из текста математическую сущность задачи, привыкают видеть явные и неявные связи между величинами. На своем уроке в пятом классе я пыталась с помощью анализа задачи обучить приемам поиска способа решения задач на движение, как одного из вида задач.
Дети в классе в основно старательные, работоспособные и моей целью является развить в них творческие способности, в том числе и при решении задач на движение.
Тема урока: Обучение общим навыкам поиска способа решения задач на движение.
Цели урока:
1.    Формирование приемов анализа поиска способа решения базовых задач на движение.
2.    Развить творческие способности учащихся при решении задач, которые не являются базовыми.
3.    Решая задачи  подчеркнуть роль математики в практической деятельности людей, проследить связь математики с окружающей нас реальной действительностью.
Ход урока
I.    Устная работа:
На доске записан ряд чисел
2          8            14           20
Задаю вопросы:
1)    Найти сумму этих чисел
2)    Найти особенности этого ряда
Ученики перечисляют, я записываю на доске.
а)      Прибавляется по 6;
б)     Все числа четные;
в)      Записаны красным цветом;
г)      2 числа однозначных, 2 двухзначных;
д)     Числа расположены в порядке возрастания.
Вопрос: Какая особенность является несущественной? (цвет)
3)    Продумайте закономерность и назовите еще 3 числа ряда. (26; 32; 38)
4)    Какие из подмеченных особенностей помогли? (а и д)
5)    Может ли в этом ряду стоять число 401? (не может) Какая особенность не позволяет? (б)
6)    В какой части решения задачи находятся все существенные условия? (в анализе)
II.    Решаем устно задачу, записана на доске:
Из двух населенных пунктов, расстояние между которыми 60 км, одновременно навстречу друг другу, выехали два лыжника. Скорость одного 11 км/ч, а другого – 9 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
Ученики готовят сразу ответ.
Учитель: Это очень легкая задача, а по другому какая? (базовая)
Вопрос: чем характеризуются базовые задачи на движение?
1)    Есть t – время, v – скорость, S – расстояние.
2)    Движение осуществляется по прямой.


6)    15 ∙ 2 = 30 (м)
Ответ: 45 м – через 3с
            30 м – через 8с.
Вопрос: что помогло нам решить трудную задачу?
Ответ: базовая задача.
IV.    Составляем план решения задачи:
1.     Анализ условия
2.     Поиск способа решения (найти базовую задачу)
3.     Решение задачи
4.     Анализ результата
5.     Ответ
Учитель: В начале урока я не случайно не объявила тему сегодняшнего урока. Я хочу, чтобы вы сами назвали мне ее.
«Поиск способа решения задачи».
V.    Подводим итоги урока
а)     Задаю домашнее задание
б)    Ставлю оценки за работу на уроке.

Анализ урока
Дети в классе имеют средние способности, но старательные и работоспособные и моей целью является – развитие этих способностей. Этот урок – один из серии уроков на решение задач.
Задавая себе вопросы, ребята легче разбираются в ситуации задачи и решают ее. На данном уроке более активными были 8 человек, медленнее работали 6 человек и 2 ученика с трудом включались в процесс работы. С ними нужно дополнительно позаниматься на эту тему. Данный урок относится к типу комплексного применения знаний, умений и навыков – это урок поиска способа решения задач на движение. Цели данного урока, указанные выше я думаю, были достигнуты. На устной работе была реализована следующая задача: развитие умений сравнивать, выделять общие признаки и отличия, развитие внимания, наблюдательности, активности.
Работа была проведена по принципу диалога: «учитель – ученик», по характеру она была частично поисковой.
Ребята работали активно. С заданием справились хорошо. Цель данного этапа была достигнута и подготовила ребят к следующему этапу урока. Решение базовой простой задачи проблем не вызвало. Все ребята справились с заданием быстро. Решение этой задачи помогло сориентироваться и в следующих задачах. Анализируя задачу, отвечая на вопросы учителя ребята четко ориентируются в решении базовых задач и легко переходят к решению заданий более сложного уровня и помогает им четкий анализ задачи и решенные ранее базовые задания.
На уроке большое внимание обращалось на развитие самостоятельности учащихся при решении задач, так как решение задач является одним из основных показателей уровня развития школьников, глубины усвоения ими учебного материала. Чтобы каждый ученик понял задачу, т.е. уяснил о чем эта задача, что в ней известно, что нужно узнать, как связаны между собой величины, каковы отношения между данными, необходимо применить  моделирование ситуации, отраженной в задаче. В данном случае имеется ввиду применение графического изображения, рисунка, что существенно облегчает понимание сущности задачи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий